Программа профессиональной ориентации

Название

Программа профессиональной ориентации обучающихся ГБОУ СОШ №13 с углубленным изучением английского языка на 2018-2019 гг.

Цель программы

Создать систему действенной профориентации

обучающихся, способствующей формированию профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями  и личностными особенностями личности.

Задачи программы

1.     Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации обучающихся;

2.     Сформировать у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.

3.     Сотрудничество с колледжами и ВУЗами Санкт-Петербурга и области.

 

Виды деятельности

1.     Профпросвещение;

2.     Диагностика и консультирование.

Формы работы (определяются в

соответствии с возрастными

особенностями)

·        Игры;

·        Тематические беседы и тренинги;

·        Экскурсии в колледжи и ВУЗы Санкт-Петербурга;

·        Консультативные занятия.

Направления реализации программы

·        Информационно-аналитическая деятельность;

·        Организационно-методическая работа;

·        Работа с учащимися и их родителями.

Сроки реализации программы

2018-2019 учебный год

Ожидаемые результаты

·        Повышение мотивации обучающихся к труду;

·        Расширение знаний и представлений о современных профессиях;

·        Возможность оказания адресной психологической помощи обучающимся в осознанном выборе будущей профессии;

·        Ориентированность обучающихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.

Пояснительная записка

Подготовка подрастающего поколения к жизни, к труду – задача первостепенной важности. Правильно выбранная профессия способствует достижению наиболее высоких показателей в трудовой и общественной деятельности. Программа профессиональной ориентации обучающихся определяет содержание и основные направления работы в школе. Программа представляет  мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения обучающихся.

Цели и задачи реализации программы

Цель: создать систему действенной профориентации обучающихся, способствующей формированию у обучающихся и воспитанников детского сада профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности.

Задачи:

  1. Обеспечение профпросвещение, профдиагностику, профконсультации обучающихся;
  2. Сформировать у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.
  3. Сотрудничество с колледжами и ВУЗами Санкт-Петербурга и области.

 

Сроки реализации: 2018-2019 уч.год

 

Виды деятельности:

  1. Профпросвещение с целью расширения представлений

обучающихся о рынке труда.

  1. Диагностика и консультирование – с целью формирования у детей осознанного выбора профессии.
  2. Взаимодействие с образовательными учреждениями.

 

Формы работы определяются в соответствии с возрастными особенностями:

Этап

Возрастные особенности

Формы профориентационной работы

5-7 классы

В этом возрасте можно говорить о так называемом поисково-зондирующем этапе в рамках профориентирования. У школьника формируется чувство взрослости. Подростки стремятся самоутвердиться в коллективе. Формируется нравственная

основа общения. Для профессионального самоопределения имеют значение те

виды общественно полезной деятельности, которые связаны с проявлением милосердия, заботы об окружающих, младших и людях пожилого возраста. Это возраст для формирования профессионально ориентированных знаний, умений и навыков.

1. Мир профессий (5 класс) – лекционные занятия с использованием медиа-технологий (презентации, фильмы)

2. Всякий труд надо уважать (6класс)- лекционные занятия с использованием медиа-технологий (презентации, фильмы)

3. Я и моя будущая профессия (7 класс)- лекционные занятия с использованием медиа-технологий (презентации, фильмы), можно начинать деловые игры и тренинги.

•        Встречи с интересными людьми (профессионалами)

•        Экскурсии

•        Ролевые игры

•        Творческие конкурсы

•        Практическая, трудовая, общественно-значимая работа

8 - 9 классы

Период развития профессионального самоопределения. Происходит формирование личностного смысла выбора профессии. Показатель сформированности достаточного уровня самоопределения – адекватная самооценка.

1. Формула успеха - труд по призванию. (8 класс) - лекционные занятия с использованием медиа-технологий (презентации, фильмы), тестирование.

2. Проблемы профессионального самоопределения учащихся. (9 класс)- лекционные занятия с использованием медиа-технологий (презентации, фильмы), тестирование.

•        Информация о профессиях ,перспектив профессионального роста и мастерства.

•        Знакомство с правилами выбора профессии. Формирование умения адекватно оценивать свои личностные особенности в соответствии с требованиями избираемой профессией;

•        Экскурсии в ВУЗы и колледжи.

10-11 класс

Период уточнения социально-профессионального статуса. На данном этапе наиболее остро встают вопросы о выборе профессии, учебного заведения. Для юношей актуальна служба в армии. Основной акцент необходимо делать на ценностно-смысловую сторону самоопределения.

1.      Дороги, которые мы выбираем. (10 класс) - лекционные занятия с использованием медиа-технологий (презентации, фильмы), тестирование.

2.      Профессиоальное самоопределение. (11 класс)

Отработка навыков самопрезен тации и предъявления себя на рынке труда (написать резюме, собеседование, как проводить поиск работы, где получить информацию о вакансиях и т.п.)

 

 

 

Мероприятия по реализации программы

  1. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Содержание

Сроки

Выявление учащихся, неопределившихся с

выбором профессии

В течение года

Сопровождение на экскурсии в ВУЗы и колледжи

Сентябрь-октябрь, апрель

Анализ работы по профориентации с

учащимися и их родителями.

Март - апрель

Участие в Ярмарке образовательных услуг

Сентябрь – октябрь; март - апрель

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Содержание

Сроки

Подготовка плана работы по профориентации

на учебный год

Май

Проведение дней и недель профориентации

В течение года

Обзор методической литературы по

профориентации

 

В течение года

Вовлечение учащихся в общественно-

полезную деятельность в соответствии с

познавательными и профессиональными

интересами

В течение года

Разработка и выпуск методических

рекомендаций по профориентации для

учащихся, педагогов и родителей:

·        использование игровых

упражнений в профориентационной работе;

·        трудовое воспитание как условие

 эффективности профориентации

 старшеклассников;

·        конфликты профессионального

 самоопределения

В течение года

III.РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Содержание

Сроки

Проведение родительских собраний

профориентационной тематики.

1 раз в год

Индивидуальные консультации для родителей по вопросам профориентации

В течение года

Проведение анкетирования родителей с целью выявления их отношения к выбору профиля и

обучения профессии детьми

Сентябрь, май

Привлечение родителей к участию в

профориентационной работе школы с

учащимися (экскурсии, встречи с

представителями различных профессий)

В течение года

 

 

  1. РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ

Содержание

Сроки

Проведение групповых информационно- справочных консультаций профориентационной тематики

В течение года

Проведение индивидуальных

профконсультаций с неопределившимися

учащимися, в первую очередь «группы риска»

В течение года

Организация посещения учащимися учебных заведений

Сентябрь, май

Мониторинг профнамерений посредством заполнения профориентационной карты учащегося

Сентябрь - октябрь

Проведение опроса по выявлению проблем учащихся по профориентации

Сентябрь, май

 

Ожидаемый результат

Реализация программы профориентационной работы для обучающихся:

 

  • конкретизирует цели профориентационной работы;
  • содействует моменту социализации у обучающихся;
  • позволит развить способности, актуальные для дальнейшей профессиональной судьбы;
  • повысит интеллектуальное, культурное, физическое, нравственное развитие обучающихся;
  • даст обучающимся возможность деятельностного ознакомления с миром профессий.

 

К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится:

 

  • достаточная информация о профессии и путях ее получения;
  • потребность в обоснованном выборе профессии;
  • уверенность школьника в социальной значимости труда;
  • степень самопознания школьника;
  • наличие у обучающегося обоснованного профессионального плана.