Заявка на участие в конкурсе инновационных продуктов
-
Заявка на участие в конкурсе инновационных продуктов
- Информация об образовательной организации – участнике конкурса
- Полное наименование образовательной организации. Если заявка подается от объединения образовательных организаций, то необходимо указать основного заявителя.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением английского языка Невского района Санкт-Петербурга
- ФИО руководителя образовательной организации.
Харчилава Елена Васильевна
- Телефон/факс образовательной организации.
8(812) 585-33-28
- Адрес электронной почты образовательной организации.
school13spb@inbox.ru
- Адрес сайта образовательной организации в Интернете (с указанием страницы, на которой размещена информация об инновационном продукте).
http://school13spb.ru/about-us-1/opytno-eksperimentalnaya-rabota/innovatsionnye-produkty
- Информация о форме инновационной деятельности, осуществляемой образовательной организацией, в результате которой создан инновационный продукт, предъявляемый на конкурс:
Районная опытно-экспериментальная площадка РОЭП (распоряжение администрации Невского района Санкт-Петербурга № 101-р от 19.12.2013 (протокол № 5), режим работы с 01.01.2014 по 31.12.2016 по теме «Социальное проектирование в деятельности детских общественных объединений»).
- Информация об инновационном продукте
- Наименование инновационного продукта.
Учебно-методическое пособие «Модель развития социальной активности детей и подростков через разработку и реализацию социальных проектов и социальной практики».
- Автор/авторский коллектив
Харчилава Елена Васильевна – директор школы
Давыдова Елена Евгеньевна - заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Шатковская Елена Владимировна - заместитель директора по воспитательной работе
Анищенко Наталья Валерьевна – учитель географии
- Форма инновационного продукта*
Учебное пособие |
|
Методическое пособие |
|
Учебно-методическое пособие |
+ |
Методические материалы, рекомендации |
|
Учебно-методический комплект (комплекс) |
|
Программа |
|
Технология |
|
Модель |
|
Сайт |
|
Программное обеспечение |
|
Диагностические, контрольно-измерительные материалы |
|
Иное (указать, что) |
|
- Тематика инновационного продукта*:
Развитие профессионального образования |
|
Развитие дошкольного образования |
|
Развитие общего образования |
|
Развитие дополнительного и неформального образования |
|
Выявление и поддержка одаренных детей и молодежи |
|
Реализация моделей получения качественного дошкольного, общего |
|
Развитие кадрового потенциала системы дошкольного, общего |
|
Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования |
|
Вовлечение молодежи в социальную практику |
+ |
- Номинация*
Образовательная деятельность |
+ |
Управление образовательной организацией |
|
- Ключевые положения.
Высокий потенциал системы неформального образования детей и подростков определяет стратегические задачи развития системы образования Санкт-Петербурга. Развитие социальной активности детей и подростков в детских общественных объединениях через социальное проектирование представляет собой одно из приоритетных направлений в воспитании неформальным образованием. В связи с внедрением новых образовательных стандартов существует необходимость применения новых приемов организации деятельности учащихся. Наиболее актуальным подходом к развитию социальной активности детей и подростков является социальное проектирование - социально значимая, самостоятельная и ориентированная на практический результат деятельность ученика. Именно такой вид деятельности способствует нравственным, мировоззренческим идеям стать личным достоянием, личным приобретением подростка в рамках дополнительных пространств самореализации личности во внеурочное время в детских общественных объединениях. Работа над социальным проектом позволяет почувствовать учащимся значимость своей деятельности, открывает новые возможности.
В ходе социального проектирования формируются те значимые, одобряемые обществом навыки социального поведения, выбор которых мотивируется и осуществляется в ходе всего образовательного процесса. Очевидны преимущества работы над социальным проектом в детских общественных объединениях: высокая мотивация, заинтересованность детей, связь полученных знаний с реальной жизнью, выявление лидеров, самоконтроль, повышение знаний и т.д.
Создание детских общественных объединений (ДОО) является наиболее результативной формой деятельности, способной объединить всех участников образовательного процесса. ДОО создается для организации воспитательной работы образовательной организации в условиях внедрения ФГОС нового поколения.
Современные условия развития детей в значительной мере отличаются от тех, которые существовали ещё совсем недавно. Современный школьник всё больше времени проводит перед экраном телевизора, компьютера, телефона. Круг общения (не виртуального) очень ограничен. Инфантильность современных подростков приводит их к неспособности решать свои проблемы. Родители в силу большой занятости мало уделяют времени своим детям и не понимают их нужд.
В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы особое внимание уделяется вовлечению молодежи в социальную практику. Данное направление способствует созданию условий успешной социализации и эффективной самореализации молодежи. Вовлечение молодежи в общественную деятельность, обеспечение эффективной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации, создание механизмов формирования целостной системы продвижения инициативной и талантливой молодежи позволяет решить актуальные вопросы развития механизмов социализации.
Инновационный продукт представляет собой учебно-методическое пособие «Модель развития социальной активности детей и подростков через разработку и реализацию социальных проектов и социальной практики». В первом разделе пособия даны теоретические обоснования ведения социального проектирования в условиях общеобразовательных школ России. Второй раздел посвящен описанию модели работы детского общественного объединения, определены векторы развития данной деятельности, представлены возможные социальные проекты, даны пошаговые рекомендации внедрения социального проектирования в условиях ДОО общеобразовательной школы. Третий раздел включает опыт внедрения разработанной модели. В приложении можно увидеть методические разработки и результаты анализа анкетирования учащихся.
Модель развития социальной активности детей и подростков, представленная в учебно-методическом пособии, призвана обеспечить полноценные условия взросления, социализацию детей независимо от социального и этнического состава. Воспитание ответственных граждан, социально активных лидеров, способных к принятию самостоятельных решений и участию в общественно-государственном управлении, – приоритетная задача общества и школы, что определяет актуальность проводимого исследования.
Целью создания инновационного продукта послужило определение условий для развития культуры социального проектирования в детской и молодежной среде.
Выделим основные преимущества модели развития социальной активности детей и подростков в практике работы ДОО:
- Современный ребёнок практически наедине с компьютером, он существует в виртуальном мире, теряет представление о реальности, не может адекватно себя идентифицировать (как ученика, как носителя культуры, как члена общества), он попадает в группу риска, может легко подвергаться разнообразным манипуляциям. Работа ДОО, направленная на снятие этих социальных рисков подростков, приводит к значимым результатам.
- Стажёрство как возможность передачи традиций от старших учащихся к младшим.
- Социализация и социальная значимость реализуется посредством осуществления школьных воспитательных проектов.
Таким образом, новизна представленного продукта заключается в создании инструмента, позволяющего ученикам образовательных учреждений предлагать новые идеи и в рамках совместной их реализации (учащиеся, учителя, администрация, родители, эксперты) на разных уровнях внедрять их в жизнь. Реализация продукта дает возможность приобретения детьми положительного опыта от генерации идей до их внедрения в жизнь и осознания ими, что изменения к лучшей жизни возможны при непосредственном участии их самих.
Учащиеся вовлекаются в социальные проекты и творческие занятия, чтобы научиться понимать и осваивать новое, выражать собственные оценочные суждения. Данный продукт является новым форматом работы с молодежью школьного возраста по включению ее в социальную деятельность, без которой школа, как институт не будет работать на будущее России.
- Глоссарий
Социальное проектирование рассматривается как перспективная технология использования на практике социологических знаний в деле решения социальных проблем. Это процесс конструирования желаемых состояний будущего. В педагогической деятельности осуществляется процесс обучения социальному проектированию с целью развития социальной активности детей.
Социальная практика - это процесс освоения учащимися социально значимых умений.
Социальный проект - это модель предлагаемых учащимися изменений в ближайшем социальном окружении.
Детское общественное объединение — объединение граждан, в которые входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности. Это сообщество молодых граждан, объединенных не только совместной целью, но и совместными интересами, ценностными ориентирами и увлечениями, а так же совместной деятельностью по их продвижению, общественному признанию и популяризации.
Духовно-нравственное воспитание - процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности ребенка, подростка, молодого человека. Воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности.
- Аналоговый анализ, включающий:
2.1. Перечень материалов (продуктов), аналогичных представляемому продукту (например, по названию, смыслу, ключевым словам, содержанию и т.п.).
По запросу материалов, аналогичных представляемому продукту по названию, смыслу, ключевым словам, содержанию в поисковой системе Yandex, были найдены следующие ссылки:
- Никитина Г. В. Социальная практика как педагогическое понятие / Г. В. Никитина // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 33-35. http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/20/1334/ (дата обращения – 02.09.2017)
- Сыч Т.В. Социальная практика обучающихся как способ накопления социального опыта. МБОУ СОШ №7. Электронный журнал «Образование Ямала». http://www.yamal-obr.ru/articles/soc-praktika-obuchayushihsa/(дата обращения – 09.02.2017)
- Управление общего и дошкольного образования Администрации города Норильска. Социальные практики в школе. http://norduo.ucoz.ru/news/socialnye_praktiki_v_shkole/2011-12-16-64 (дата обращения – 05.09.2016):
- Харланова Е.М. Педагогическое обеспечение развития социальной активности будущих специалистов как вид педагогической деятельности. http://pravmisl.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2109 (дата обращения – 02.09.2017)
- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №3 Социальное проектирование в школе с экологическим образованием как инструмент создания развивающей среды http://school3-ug.narod.ru/DswMedia/79metodicheskiematerialyiposocproektirovaniyu.pdf (дата обращения – 14.02.2017)
2.2. Сопоставление найденных аналогов с предлагаемым продуктом
Никитина Г.В. рассматривает понятие «социальная практика» в педагогике. Анализ научной и учебно-методической литературы позволил выявить следующие значения понятия «социальная практика» в педагогической науке:
- ситуация – совокупность обстоятельств, условий, создающих социальные отношения;
- деятельность – форма социальной активности;
- процесс – определенная последовательность действий, носящих преобразующий социальный характер;
- функция – вид деятельности, направленный на приобретение позитивного социального опыта, для получения навыков социальной компетентности и реального действия в обществе и др.
В своем исследовании Никитина Г.В. предлагает рассматривать социальную практику в качестве средства подготовки студентов педагогических вузов к профессионально-педагогической деятельности. Автор статьи подчеркивает, что введение и развитие такой формы работы студентов педагогических вузов, как социальная практика, объективно создаёт благоприятные условия для того, чтобы достигались разнообразные, актуальные в современных условиях цели: стимулирование социальной, творческой, учебной и научно-исследовательской активности; создание условий для повышения престижности педагогической профессии и ее специализаций в студенческой среде; создание благоприятных стартовых условий для личностного, профессионального и социального продвижения студентов и др.
Таким образом, в статье Никитиной Г.В. главное внимание уделяется использованию социальной практики в качестве средства подготовки студентов педагогических вузов к профессионально-педагогической деятельности.
Статья Сыч Т.В., директора МБОУ СОШ №7 г. Ноябрьска, посвящена инновационным преобразованиям образовательного пространства, которые связаны с реализацией проекта «Внедрение модели многопрофильной школы старшей ступени обучения». Автор раскрывает систему создания условий для приобретения школьниками навыков и умений социальной самоорганизации в решении общественно-значимых проблем, развития практических навыков, полученных в рамках прохождения социальной практики.
Реализация проекта осуществлялась по нормативно-правовому (заключение договоров сотрудничества организациями о прохождении социальной практики); организационному (формирование банка вакансий по прохождению социальной практики, организация консультаций для учащихся, родителей, участвующих в эксперименте, организация сотрудничества с предприятиями города, ВУЗами, СУЗами – местами прохождения социальной практики); содержательному (проведение серии классных часов «Каталог современных профессий», диагностика социального самоопределения учащихся, психологическая диагностика их интересов и склонностей, анкетирование родителей, проведение ярмарки социальных проектов); методическому; информационному направлениям.
Таким образом, Сыч Т.В. описывает опыт приобретения учениками 10 класса социальной практики, способствующей адаптации в социуме, выполнению различных социальных ролей.
Управление общего и дошкольного образования Администрации Норильска создало условия для организации социальных практик профессионально ориентированным обучающимся, в частности в сетевом 10-м биологическом классе МАОУ «Гимназия №48», в котором учатся школьники «СОШ №20», «СОШ №30», «СОШ №33», «СОШ №39», «Гимназия №48».
Будущим выпускникам представилась уникальная возможность познакомиться со спецификой медицинских профессий и расширить информационное поле об интересующем направлении в области медицины. Каждое занятие предполагает разные формы обучения: экскурсия и беседа, встреча с работниками регистратуры, процедурного кабинета, терапевтического и инфекционного, затем практические занятия. Таким образом, на примере организации и прохождении социальных практик учащимися школ города Норильска продемонстрирован положительный эффект определения будущих выпускников своей профессии.
Харланова Е.М. рассматривает педагогическое обеспечение развития социальной активности будущих специалистов как вид педагогической деятельности, как взаимосвязанная совокупность функций. В частности, автор статьи подробно описывает цель, задачи, содержание диагностико-аналитической функции педагогического обеспечения; мотивационно-целевой; проектно-прогностической; организационно-регулятивной; рефлексивно-коррекционной. Харланова Е.М. делает следующий вывод: педагогическое обеспечение развития социальной активности будущих специалистов как вид педагогической деятельности характеризуется направленностью на организацию согласованного взаимодействия субъектов, интеграцию личных и социальных приоритетов, открытое сотрудничество, что позволяет осуществлять влияние на личностный процесс развития социальной активности будущих специалистов.
На сайте Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа №3 представлена успешно внедряемая программа «Социальное проектирование в школе с экологическим образованием как инструмент создания развивающей среды», в рамках которой реализуется целый ряд проектов социально-экологической направленности.
2.3.Выводы (с указанием отличий)
- Подавляющее большинство рассмотренных аналогов уделяют главное внимание профессиональному самоопределению старшеклассников при выполнении социальных практик. Инновационный образовательный продукт, в свою очередь, акцентирован на такую социально-значимую деятельность школьников, как занятость общественно-полезным трудом.
- Ряд найденных аналогов посвящен вопросам применения социальной практики в качестве средства подготовки студентов педагогических вузов к профессионально-педагогической деятельности. Представленная модель развития социальной активности направлена на актуализацию социальных практик среди детей и подростков.
- Достаточно много публикаций по данной проблематике затрагивает вопросы формирования механизмов развития социальной активности у младших школьников через внеурочную деятельность и учащихся выпускных классов через выбор будущей профессии.
Инновационный продукт, созданный нашим образовательным учреждением, отличается от выше перечисленных продуктов следующими показателями:
- Большее внимание уделяется социализации учащихся, формированию патриотизма, активной жизненной позиции.
- Социальные проекты реализуются в деятельности детского общественного объединения.
- Большее значение приобретает межвозрастное взаимодействие, работа стажёров.
- Необходимое ресурсное обеспечение при применении инновационного продукта
Информационные ресурсы
Сайт школы с выходом на информационный портал района, пространство образования Невского района (http://nevarono.spb.ru/), электронный журнал «ПИОНЕР» (http://www.smipioner.ru/) социально-информационный портал района «Два берега» (http://2berega.spb.ru/), образовательные ресурсы Невского района (http://nevarono.spb.ru/index.php?option=com_wrapper&Itemid=136), видеопортал ВебПеликан (http://webpelikan.ru/), научно-методические издания. Школьная газета «Импульс», локальная информационная сеть.
Управленческие ресурсы
Управление разработкой, продвижением и внедрением продукта осуществляется директором школы и его заместителями, которые координируют работу детского общественного объединения. Администрация ОУ создает условия для эффективной работы проектных групп.
Финансово-экономические ресурсы
Работа руководителей (сотрудников) ДОО финансируется за счет стимулирующих выплат и бюджетных ставок.В рамках модели развития социальной активности детей и подростков в практике работы ДОО реализуются различные проекты, финансирование которых может производиться за счет: финансовой поддержки городского и районного бюджетов, администрации муниципального округа; финансовой поддержки по целевым депутатским программам; внебюджетных средств, оказания благотворительной помощи; возможности получения грантов и средств от конкурсных проектов и программ.
Кадровые ресурсы
Знак «Почетный работник общего образования РФ» - 7 человек
Знак «Отличник просвещения РФ» - 3 человека
Знак «Отличник физической культуры» - 2 человека
Знак «За развитие физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге» -1 человек
Знак «Отличник народного просвещения» - 3 человека
Знак «За гуманизацию образования Санкт-Петербурга» - 1человек
Почетное звание «Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации» - 1 человек
Педагогические работники – победители национального приоритетного проекта «Образование»: «Лучший учитель Санкт-Петербурга» - 3 человека, «Лучший учитель России» - 2 человека.
- руководители образовательных организаций, заинтересованные в эффективном сотрудничестве с различными организациями;
- педагогические работники школы, служба сопровождения (педагоги-психологи, социальные педагоги);
- стажёры (выпускники и учащиеся старших классов);
- приглашенные специалисты (инструкторы по техники туризма).
Организационные условия внедрения продукта
- определение, создание сетевой школьной инфраструктуры, которая включает различные детские общественные объединения
- разработка нормативных документов, регламентирующих деятельность детского общественного объединения в рамках функционирования модели развития социальной активности подростков;
- регулярное проведение маркетинга возможных направлениях развития вышеупомянутой модели.
Материально-технические условия внедрения продукта
Необходимыми являются следующие группы материальных ресурсов:
- Туристическое снаряжение
- Компьютерное оборудование
- Материалы для творчества
- Инвентарь для трудовых дел.
Школа располагает определенным количеством компьютерной техники:
103 персональных компьютеров, 34 медиапроекторов, 23 единиц множительной техники, 19 многофункциональных устройств принтер-копир-сканер, 33 интерактивных доски, 29 аудиоцентров, 2 видеокамеры, 2 документ-камеры.
Туристическое снаряжение:
- Палатки, спальники и полипеноуритановые коврики;
- Костровое снаряжение, котлы, общие предметы и кухонной утвари посуды (котлы и вёдра для приготовления пищи, ножи, разделочные доски, половники, миски и прочее…)
- Снаряжение для заготовки дров (топоры, пилы)
- Снаряжение для тренировок по техники туризма (верёвки, обвязки, карабины)
- Снаряжение для ориентирования на маршруте (карты, компасы, навигаторы)
Компьютерное оборудование:
- Стационарные компьютеры, ноутбуки (для работы в полевых условиях);
- Сканеры, принтеры (цветные и черно-белые), проекторы.
Материалы для творчества:
Бумага, скотч, ветошь, краски, фломастеры, карандаши, театральные костюмы, парики.
Инвентарь для трудовых дел:
- Лопаты, грабли, носилки; мешки для мусора, перчатки.
- Технология внедрения инновационного продукта:
что? для чего и зачем? для кого? как?
- Что?
Учебно-методическое пособие «Модель развития социальной активности детей и подростков через разработку и реализацию социальных проектов и социальной практики».
Особенность представленной модели воспитания учащихся заключается в центральной роли детского общественного объединения (ДОО) в осуществлении социализации, подготовки к выполнению различных социальных ролей в обществе, а также организации взаимодействия детей в школьном коллективе. ДОО выполняет целый ряд важнейших современных задач, реализует подходы развития шильников в соответствии с ФГОС:
- Формирование сообщества детей, способных, активных и подготовленных для жизни и деятельности в современном обществе.
- Создание условий развития детей в школе путём создания в ОУ ДОО с отлаженной системой ценностей, сотрудничества, взаимопомощи.
- Сохранение традиций, становление культурной идентичности, развитие системы ценностей.
- Создание творческого сообщества учителей, родителей, студентов и социальных партнёров для работы с детским объединением.
Условием достижения результата является создание группы коллег-единомышленников. Наиболее целесообразно привлекать к организации работы ДОО учащихся старших классов и выпускников школы – стажеров.
Цель стажерства: обеспечить возможности развития старшеклассников в процессе подготовки будущих вожатых.
Задачи:
- Создать условия для развития учеников старших классов.
- Обеспечить преемственность поколений, сохранение традиций.
- Создать условия для взаимодействия старших и младших.
- Развить творческий потенциал членов ДОО.
Определяя направления работы стажеров, можно выделить несколько аспектов: для самих стажёров – это обучение, одновременно - это практика. Стажеры учатся работать в разных условиях: в школе, во время выездов в лагеря, в походах и экспедициях.
Главная часть стажёрской работы – социальное направление, ребята выполняют разнообразную работу для других: для младших, для общих дел, для помощи педагогам.
ДОО позволяет реализовать потенциал детского самоуправления и возможности сотрудничества различных уровней. Прежде всего, уровень взаимодействия и взаимопомощи между родителями, педагогическим коллективом и учениками, которые являются главными участниками работы ДОО. Развитие детских объединений невозможно без участия и неформальной поддержки администрации, её помощи в решении организационных вопросов, создании материально-технической базы.
ДОО участвует в различных социальных проектах, акциях и практиках. Главные векторы развития этой работы:
- Возвращение к истокам, позволяющее сохранить традиции, вырабатывать ценности, развивать исторические представления, осуществить культурно-этническую самоидентификацию каждого.
- Преемственность, объединяющая старших и младших, дающая связь поколений и сохраняющая опыт совместных действий.
- Дорогою Добра учит сопереживать и сострадать, понимать, что не бывает чужой беды, а самое главное быть щедрым душой, готовым оказать действенную помощь.
Работа детских общественных объединений способствует становлению людей с активной гражданской позицией.
4.2. Для чего и зачем?
Реализация в образовательном учреждении предлагаемой модели дает следующие положительные показатели эффективности:
- переход образовательного процесса в новое качество, в состояние, соответствующее вызовам современного общества;
- повышение педагогической эффективности воспитательной системы школы;
- обеспечение полноценных условий взросления, социализации всех контингентов детей независимо от социального и этнического состава;
- формирование духовно-нравственных ориентиров и воспитание петербургских школьников;
- реализация принципа партнерства на основе привлечения представителей различных детских общественных объединений района, города, международных партнеров, призванных обеспечить высокий уровень эффективности модели развития социальной активности детей и подростков.
4.3. Для кого?
Для активных и увлеченных педагогов, готовых творчески воспринимать новый опыт, открытых к сотрудничеству, создающих условия для развития учащихся, способных на субъект- субъектное взаимодействие с воспитанниками.
Для сотрудников образовательной организации:
1.Административных работников. 2. Заместителей директоров по УВР. 3. Педагогических работников.
4.4. Как?
Приведем поэтапное внедрение инновационного продукта.
Проектировочно-ознакомительный этап
- Создание рабочей группы.
- Проектирование основных направлений и их обоснование.
- Поиск ресурсов, партнеров, заключение договоров, анализ возможностей.
- Информирование о программе экспериментальной работы участников.
- Детальная проработка эксперимента, составление плана основных мероприятий.
Подготовительный (констатирующий) этап:
- Изучение направлений, форм, методов создания и функционирования модели развития социальной активности детей и подростков.
- Организация воспитательной деятельности школьников через реализацию разнообразных социальных проектов.
- Разработка нормативно-правовой основы реализации эксперимента.
- Разработка системы мониторинга и диагностики и ее апробация.
- Проведение конференции по проблемам вовлечения подростков в социальную практику.
Практический (формирующий) этап:
- Реализация основных мероприятий проект: проекты, мероприятия, праздники, трудовые дела.
- Подготовка промежуточных отчетов.
- Разработка основных инновационных продуктов.
Аналитический (контрольный) этап:
- Проведение итоговых мониторинговых исследований и диагностики.
- Подготовка итогового публичного отчета.
- Обобщение опыта и анализ инновационных продуктов.
- Реализация информационного сопровождения проекта.
Перспективно-прогностический этап:
1 . Определение направлений дальнейшего развития исследования.
- Проведение SWОT -анализа дальнейшего развития исследования.
- Проведение итоговой конференции.
Приведем алгоритм создания и функционирования детского общественного объединения.
Шаг 1 Разработка положения о детском общественном объединении.
Для создания детского общественного объединения большое значение имеет разработка пакета документов, регламентирующих его деятельность: устав, положение и прочее. Создание положения осуществляет инициативная группа обучающихся при непосредственной поддержке педагогов. В положении отражен состав участников, определены цели и задачи деятельности, структура, порядок и методы работы. Приведем, в качестве образца, положение ДОО.
Шаг 2 Определение направлений деятельности
Важнейшая задача, связанная со всей системой построения работы ДОО, от её решения зависит круг тех дел. Для того что бы этот выбор был благоприятным, необходима взвешенная оценка кадрового, интеллектуального и материально-технического потенциала ОУ, на базе которого создаётся ДОО. Отдельные направления работы определяет потенциал района и региона, их особенности и преимущества. Такие сущностные характеристики как культурная уникальность, наличие разнообразных учреждений образования и культуры. Важными могут оказаться природно – ландшафтные комплексы, охраняемые объекты, климатические показатели.Важно учитывать и то, что в связи с изменением и развитием потенциала может расширяться, сужаться или коренным образом преображаться поле деятельности. Самыми важными для выбора направлений деятельности будут насущные интересы и потребности развития учащихся. Поэтому выбор направления деятельности должен быть оптимальным для создания условий развития воспитанников.
Шаг 3 Ступени роста
Для реализации успешной работы ДОО, важно выстроить вертикаль возможного роста для её участников. Это может быть хорошо разработанная атрибутика, например система отличительных знаков. Наиболее простой и востребованной (нравившейся подросткам) может быть система награждения значками. Ступенями роста может стать вручение значков за три, пять, десять и двадцать походов, для получения такого значка необходимо активно участвовать в программе выезда. Награждают значками и за особые достижения, например, «поход, вокруг озера», «обед один», «три стрелы». По итогам лагерных смен и многодневных выездов вручают значки – за лидерство, за спорт, за труд, за творчество.
Важно сформировать отношение к значкам – наградам, подчеркивать их значимость. Система награждений и ступеней роста должна быть понятна, проста, открыта, посильна и самое главное ценностно-значима для детей.
Шаг 4 Социальное партнерство
Взаимодействие с организациями и объединениями района, города, области, региона.
Работа ДОО является открытой, ориентированной на сотрудничество с другими ДОО, с учреждения культуры, образовательными учреждениями и другими организациями.
Партнеры нашего образовательного учреждения:
- ГБОУ ЦО «СПб ГДТЮ»;
- РДЮГПОД «Союз юных петербуржцев»;
- ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»;
- ГБОУ ДОД Дом детского творчества Невского района «Левобережный»;
- ГБОУ ДОД Правобережный дом детского творчества Невского района;
- ДРОО «Форпост культуры»;
- Природный парк «Валаамский архипелаг»;
- Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь.
- Гимназия им. Гоце Дельчев город Куманово, Республика Македония
Шаг 5 Разработка и реализация социальных проектов
Наиболее сложный этап работы ДОО – это выбор и разработка проектов, для этого необходимо учитывать целый ряд факторов:
- Потребность в социальной деятельности самого ДОО;
- Потребность окружающих людей и организаций;
- Интересы детей, членов детского общественного объединения;
- Особенности образовательной программы (для учета временных затрат школьников);
- Материально-техническую базу образовательного учреждения.
В проведении каждого проекта можно выделить следующие этапы:
- Этап теоретической разработки и планирования проекта, определение цели, задач, направлений деятельности и мероприятий, необходимых для его осуществления;
- Этап практической реализации проекта;
- Этап корректировки, дающий возможность переосмыслить проводимую практическую деятельность;
- Этап завершения проекта, проведения итоговых мероприятий;
- Этап рефлексии, выявления удачного и неудачного в проекте.
Можно планировать очень разные по продолжительности проекты: долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные. Для любого проекта, осуществляемого в рамках работы ДОО необходимо принимать два аспекта – он должен быть социально-значимым и работать на социальное становление детей.
Более подробное описание работы ДОО дано на примере описания долгосрочных социальных проектов: проект «Волонтерская экспедиция»; проект «Стажёры»; проект «Дорогою Добра»; проект «Вахта памяти»; проект «Объект заботы».
Шаг 6 Социальные и образовательные эффекты внедрения инновационного продукта в образовательный процесс
Реализация представленной модели позволит существенно оптимизировать деятельность по формированию социальных компетенций с учетом внедрения федеральных государственных образовательных стандартов, организацию системы социальных практик в образовательной деятельности.
Шаг 7 Итоги и рефлексия
Каждый этап работы членов ДОО по выполнению социальных проектов нуждается в рефлексивном осмыслении, иногда в корректировке, часто в развитии и продолжении. Важнейшими формами проведения рефлексивной работы являются огоньки, на которых в той или иной мере может высказаться каждый. Проведение огоньков заимствовано из опыта работы стационарных детско-юношеских лагерей, прежде всего ДЗЦ ГДТЮ «Зеркальный». Итогом летнего сезона социальных проектов является осеннее мероприятие «арбузник», и в концертной, и в серьезной форме вспоминают летние события, смотрят фотографии и фильмы, поют любимые песни, подводят итоги. «Арбузником» это мероприятие называется, потому, что заканчивается угощением арбузами. Важным способом рефлексии является издательская деятельность, по итогам проектов выходят сборники и альманахи, фиксирующие самые значимые события. После рефлексии и подведения итогов, как правило, возникают планы новых проектов.
- Описание эффектов, достигаемых при использовании продукта.
Социальные и образовательные эффекты внедрения
Вовлечение молодежи в общественную деятельность, обеспечение эффективной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации, создание механизмов формирования целостной системы продвижения инициативной и талантливой молодежи позволяет решить актуальные вопросы развития механизмов социализации.
Важнейшими направлениями развития воспитательной деятельности образовательных учреждений являются становление культурной идентичности воспитанников, гражданственности, сохранение традиций, обеспечение преемственности ценностно-смысловых установок молодежи и предшествующих поколений россиян.
В условиях современной разобщенности и замкнутости подростков, зависимости их от виртуальной реальности, отставании в отношении социальной зрелости, вовлечение их в коллективные, социально значимые дела представляется важнейшей задачей каждого образовательного учреждения.
Определим актуальность результатов использования инновационного продукта в разноуровневом аспекте:
- на уровне педагогического сообщества:
- ознакомление педагогической общественности с опытом работы детского общественного объединения по созданию условий для развития социальной активности детей и подростков;
- оформление пакета материалов для педагогов и администрации образовательных учреждений, включающего в себя:
- положение об организации и функционировании детского общественного объединения;
- нормативно-правовую базу по реализации сетевого взаимодействия, социального партнерства;
- направления, формы, методы эффективного партнерства с ДОО;
- методику проведения регулярного маркетингового исследования образовательных потребностей педагогов и учащихся;
- рекомендации по организации внутрикорпоративной системы повышения квалификации.
- на уровне ученического сообщества:
- формирование инновационной культуры всех участников образовательного процесса;
- формирование духовно-нравственных ориентиров школьников;
- формирование активной жизненной позиции воспитанников.
- на уровне родительского сообщества:
- появление новых возможностей взаимодействия семьи и школы;
- уверенность в успешной социализации детей.
- на уровне других ОУ, района, города, России:
- трансляция опыта повышения квалификации педагогического коллектива и алгоритма построения своей модели развития социальной активности детей и подростков в практике работы детского общественного объединения;
- диссеминация опыта школы по реализации и возможностям использования данной модели в воспитательное пространство района или города. Проведение районных семинаров и конференций, внедрение методических разработок в деятельность образовательных учреждений города.
- Возможные сложности при использовании инновационного продукта и
пути их преодоления
Возможные сложности |
Пути их преодоления |
Организация подобных проектов требует огромного энтузиазма и самоотдачи от педагогов школы, выполнения работы сверх официальной функциональной нормы. |
- Проводить работу по формированию мотивации педагогов; - Актуализировать и признать результатов данной работы; - Создать коллектив единомышленников; |
Состояние здоровья некоторых учащихся не позволит им участвовать в наиболее значимых и интересных проектах (например, в походах, экспедициях, некоторых видах трудовых десантов) |
- Вовлекать детей с ослабленным здоровьем в другие виды деятельности; - Создавать творческие проекты для реализации в условиях города, на территории школы. |
Создание материально- технической базы для походов и экспедиций, может вызывать финансовые затруднения |
- Привлекать к решению данных вопросов попечительский совет школы; - Использовать помощь организаций- социальных партнеров; |
Непонимание родителями важности данного направления работы школы. |
- Разъяснять важность данного направления деятельности; - Проводить мероприятия по популяризации, представление проектов, концерты и видео – шоу для родителей; - Вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми в рамках проектов. |
Представляя заявку на конкурс, гарантируем, что авторы инновационного продукта:
- согласны с условиями участия в данном конкурсе;
- не претендуют на конфиденциальность представленных в заявке конкурсных материалов и допускают редакторскую правку перед публикацией материалов;
- принимают на себя обязательства, что представленная в заявке информация не нарушает прав интеллектуальной собственности третьих лиц.
|
|
Е.В.Харчилава |
подпись автора/ов инновационного продукта |
|
расшифровка подписи |
|
|
Е.Е.Давыдова |
подпись автора/ов инновационного продукта |
|
расшифровка подписи |
|
|
Е.В.Шатковская |
подпись автора/ов инновационного продукта |
|
расшифровка подписи |
|
|
Н.В.Анищенко |
подпись автора/ов инновационного продукта |
|
расшифровка подписи |
|
|
Е.В.Харчилава |
подпись руководителя ОУ |
|
расшифровка подписи |
М.П.
«06» сентября 2017 г.