Функциональная грамотность
Функциональная грамотность — основа жизненной и
профессиональной успешности выпускников!
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ — это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения.
Составляющие функциональной грамотности
1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.
3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.
Исследования функциональной грамотности
Исследование | Что проверяет | Какие классы | Когда проходит | Когда ближайшее |
TIMSS | Качество математического и естественнонаучного образования | 4-е и 8-е | Раз в четыре года | 2023 год |
PIRLS | Качество чтения и понимания текста | 4-е | Раз в пять лет | 2021 год |
PISA | Все виды грамотности | 15-летние школьники | Раз в три года | 2021 год |
Оценка качества образования по модели PISA | Качество математического и естественнонаучного образования | 8-е и 9-е | Раз в четыре года | 2019–2024 годы в разных регионах в соответствии с графиком |
В национальном проекте «Образование» одной из приоритетных целей обозначено вхождение России в десятку лучших систем образования по результатам международных исследований.
Определение функциональной грамотности в исследовании PISA заложено в основном вопросе, на который отвечает исследование: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»
Нормативная база:
Нормативно-правовые документы федерального уровня
- -Приказ от 6 мая 2019 г. Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки № 590 и Министерства просвещения Российской Федерации № 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»
- -Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 17 сентября 2021 г. № 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»
- -Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 04-238 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
- -Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 26 января 2021 г. № ТВ-94/04 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
Нормативно-правовые документы регионального уровня
- -Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 10 октября 2022 г. № 1936-р «Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2022/2023 учебный год»
- -Распоряжение Комитета по образованию от 03.11.2022 № 2177-р " Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 тгоды в системе образования Санкт-Петербурга на 2022/2023 учебный годы"
- -Письмо Комитета по образованию от 23.11.2022 №03-28-10482/22-0-0 "О проведении мониторинга по оценке функциональной грамотности"
- -Письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга "О направлении дополнительной информации по мероприятиям функциональной грамотности(2023/2024 учебный год)"
- - Распоряжение Комитета по образованию от 25.10.2023 № 1358-р «Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2023/2024 учебный год»
Нормативно-правовые документы районного уровня
- -Письмо отдела образования от 28.10.2022 № 34-1 "Об исполнении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных общеобразовательных учреждений Невского района Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2022/2023 учебный год".
- -План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных бюджетных общеобразовательных учреждений Невского района Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2022/2023 учебный год
- -План ("дорожная карта") по реализации стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации в 2017-2023 годы в Невском районе Санкт-Петербурга на 2022/2023 учебный год
- -Распоряжение Администрации Невского района Санкт-Петербурга №4297-р от 30.10.2023 " Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных бюджетных общеобразовательных учреждений Невского района Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы на 2023/2024 учебный год"
Нормативно-правовые документы школьного уровня
-Приказ от 31.11.2022 №351/1 "Об организации и проведении оценки функциональной ( естественнонаучной) грамотности у обучающихся 6-х классов в ГБОУ СОШ №13 углубленным изучением английского языка Невского района в декабре 2022 г" Директор - Харчилава Елена Васильевна 31 ноября 2022 16:43
-Приказ от 08.11.2022 "293/1 " Об утверждении плана меропиятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся в ГБОУ СОШ №13 с углубленным изучением английского языка Невского района Санкт-Петербурга на 2022/2023 учебный год" Директор - Харчилава Елена Васильевна 8 ноября 2022 16:43
-
Полезные ресурсы:
- - Федеральный портал Академия Минпросвещения России – https://apkpro.ru
- - Единое содержание общего образования – https://edsoo.ru/
- - Федеральный банк заданий по функциональной грамотности – https://fg.resh.edu.ru
- - Единый день функциональной грамотности в Санкт-Петербурге – https://spbappo.ru/metodicheskaya-podderzhka-pedagogichesk/
-
-Организационно-методическое сопровождение по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности - https://spbappo.ru/metodicheskaya-podderzhka-pedagogichesk/
- - https://fipi.ru/otkrytyy-bank-
zadaniy-dlya-otsenki- yestestvennonauchnoy- gramotnosti - Открытый банк заданий ФИПИ для оценки читательской грамотности, который сформирован на базе текстов по предметам социально-гуманитарного цикла (русский язык, история, обществознание и география) и естественно-научного цикла (биология, химия и физика), и содержит 900 заданий для учащихся 5-9 классов. - Демонстрационные материалы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»:
- Примеры открытых заданий по функциональной грамотности PISA
-