Программа профессиональной ориентации
Название |
Программа профессиональной ориентации обучающихся ГБОУ СОШ №13 с углубленным изучением английского языка на 2018-2019 гг. |
Цель программы |
Создать систему действенной профориентации обучающихся, способствующей формированию профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями и личностными особенностями личности. |
Задачи программы |
1. Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации обучающихся; 2. Сформировать у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки. 3. Сотрудничество с колледжами и ВУЗами Санкт-Петербурга и области.
|
Виды деятельности |
1. Профпросвещение; 2. Диагностика и консультирование. |
Формы работы (определяются в соответствии с возрастными особенностями) |
· Игры; · Тематические беседы и тренинги; · Экскурсии в колледжи и ВУЗы Санкт-Петербурга; · Консультативные занятия. |
Направления реализации программы |
· Информационно-аналитическая деятельность; · Организационно-методическая работа; · Работа с учащимися и их родителями. |
Сроки реализации программы |
2018-2019 учебный год |
Ожидаемые результаты |
· Повышение мотивации обучающихся к труду; · Расширение знаний и представлений о современных профессиях; · Возможность оказания адресной психологической помощи обучающимся в осознанном выборе будущей профессии; · Ориентированность обучающихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях. |
Пояснительная записка
Подготовка подрастающего поколения к жизни, к труду – задача первостепенной важности. Правильно выбранная профессия способствует достижению наиболее высоких показателей в трудовой и общественной деятельности. Программа профессиональной ориентации обучающихся определяет содержание и основные направления работы в школе. Программа представляет мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения обучающихся.
Цели и задачи реализации программы
Цель: создать систему действенной профориентации обучающихся, способствующей формированию у обучающихся и воспитанников детского сада профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности.
Задачи:
- Обеспечение профпросвещение, профдиагностику, профконсультации обучающихся;
- Сформировать у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.
- Сотрудничество с колледжами и ВУЗами Санкт-Петербурга и области.
Сроки реализации: 2018-2019 уч.год
Виды деятельности:
- Профпросвещение с целью расширения представлений
обучающихся о рынке труда.
- Диагностика и консультирование – с целью формирования у детей осознанного выбора профессии.
- Взаимодействие с образовательными учреждениями.
Формы работы определяются в соответствии с возрастными особенностями:
Этап |
Возрастные особенности |
Формы профориентационной работы |
5-7 классы |
В этом возрасте можно говорить о так называемом поисково-зондирующем этапе в рамках профориентирования. У школьника формируется чувство взрослости. Подростки стремятся самоутвердиться в коллективе. Формируется нравственная основа общения. Для профессионального самоопределения имеют значение те виды общественно полезной деятельности, которые связаны с проявлением милосердия, заботы об окружающих, младших и людях пожилого возраста. Это возраст для формирования профессионально ориентированных знаний, умений и навыков. |
1. Мир профессий (5 класс) – лекционные занятия с использованием медиа-технологий (презентации, фильмы) 2. Всякий труд надо уважать (6класс)- лекционные занятия с использованием медиа-технологий (презентации, фильмы) 3. Я и моя будущая профессия (7 класс)- лекционные занятия с использованием медиа-технологий (презентации, фильмы), можно начинать деловые игры и тренинги. • Встречи с интересными людьми (профессионалами) • Экскурсии • Ролевые игры • Творческие конкурсы • Практическая, трудовая, общественно-значимая работа |
8 - 9 классы |
Период развития профессионального самоопределения. Происходит формирование личностного смысла выбора профессии. Показатель сформированности достаточного уровня самоопределения – адекватная самооценка. |
1. Формула успеха - труд по призванию. (8 класс) - лекционные занятия с использованием медиа-технологий (презентации, фильмы), тестирование. 2. Проблемы профессионального самоопределения учащихся. (9 класс)- лекционные занятия с использованием медиа-технологий (презентации, фильмы), тестирование. • Информация о профессиях ,перспектив профессионального роста и мастерства. • Знакомство с правилами выбора профессии. Формирование умения адекватно оценивать свои личностные особенности в соответствии с требованиями избираемой профессией; • Экскурсии в ВУЗы и колледжи. |
10-11 класс |
Период уточнения социально-профессионального статуса. На данном этапе наиболее остро встают вопросы о выборе профессии, учебного заведения. Для юношей актуальна служба в армии. Основной акцент необходимо делать на ценностно-смысловую сторону самоопределения. |
1. Дороги, которые мы выбираем. (10 класс) - лекционные занятия с использованием медиа-технологий (презентации, фильмы), тестирование. 2. Профессиоальное самоопределение. (11 класс) Отработка навыков самопрезен тации и предъявления себя на рынке труда (написать резюме, собеседование, как проводить поиск работы, где получить информацию о вакансиях и т.п.) |
Мероприятия по реализации программы
- ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Содержание |
Сроки |
Выявление учащихся, неопределившихся с выбором профессии |
В течение года |
Сопровождение на экскурсии в ВУЗы и колледжи |
Сентябрь-октябрь, апрель |
Анализ работы по профориентации с учащимися и их родителями. |
Март - апрель |
Участие в Ярмарке образовательных услуг |
Сентябрь – октябрь; март - апрель |
- ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Содержание |
Сроки |
Подготовка плана работы по профориентации на учебный год |
Май |
Проведение дней и недель профориентации |
В течение года |
Обзор методической литературы по профориентации
|
В течение года |
Вовлечение учащихся в общественно- полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами |
В течение года |
Разработка и выпуск методических рекомендаций по профориентации для учащихся, педагогов и родителей: · использование игровых упражнений в профориентационной работе; · трудовое воспитание как условие эффективности профориентации старшеклассников; · конфликты профессионального самоопределения |
В течение года |
III.РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Содержание |
Сроки |
Проведение родительских собраний профориентационной тематики. |
1 раз в год |
Индивидуальные консультации для родителей по вопросам профориентации |
В течение года |
Проведение анкетирования родителей с целью выявления их отношения к выбору профиля и обучения профессии детьми |
Сентябрь, май |
Привлечение родителей к участию в профориентационной работе школы с учащимися (экскурсии, встречи с представителями различных профессий) |
В течение года |
- РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ
Содержание |
Сроки |
Проведение групповых информационно- справочных консультаций профориентационной тематики |
В течение года |
Проведение индивидуальных профконсультаций с неопределившимися учащимися, в первую очередь «группы риска» |
В течение года |
Организация посещения учащимися учебных заведений |
Сентябрь, май |
Мониторинг профнамерений посредством заполнения профориентационной карты учащегося |
Сентябрь - октябрь |
Проведение опроса по выявлению проблем учащихся по профориентации |
Сентябрь, май |
Ожидаемый результат
Реализация программы профориентационной работы для обучающихся:
- конкретизирует цели профориентационной работы;
- содействует моменту социализации у обучающихся;
- позволит развить способности, актуальные для дальнейшей профессиональной судьбы;
- повысит интеллектуальное, культурное, физическое, нравственное развитие обучающихся;
- даст обучающимся возможность деятельностного ознакомления с миром профессий.
К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится:
- достаточная информация о профессии и путях ее получения;
- потребность в обоснованном выборе профессии;
- уверенность школьника в социальной значимости труда;
- степень самопознания школьника;
- наличие у обучающегося обоснованного профессионального плана.